Наука как социальный институт

Наука, как социальный институт представляет собой нормированную ролевую систему социальных коммуникаций, которые призваны обеспечить развитие и функционирование науки, определить место научной деятельности в структурах общественного разделения труда, а также, функций в пространстве социокультурны и ее взаимоотношений с существующими социальными институтами.

Условиями для полноценного функционирования науки, как социального института считаются:

— наличие сообществ ученых, которые руководствуются принципами научного этоса;

— наличие учреждений, которые способны осуществлять свою деятельность в соответствии с правовым регламентом.

Роберт Мертон, один из основоположников «институциональной» социологии, показал, что научный этос представляет собой определенный набор неписаных, не оформленных юридически, но при этом, признаваемых членами научного сообщества предписаний, а именно:

1. Универсализм, который является отражением того факта, что научное знание носит объективный характер, содержание которого независимо от методов его получения.

2. Коллективизм. Принцип, который отражает общий характер научного труда, как гласность научных результатов, без которых наука не способна получить дальнейшее развитие.

3. Скептицизм, который представляет собой необходимость критического переосмысления, как стратегий научного поиска, так и научных теорий.

4. Бескорыстие. Стремление к достижению единой цели, которой является постижение истины. Предполагает отказ от соображений престижного порядка, круговой поруки, личной выгоды и пр.

К перечисленным Мертоном компонентам следует добавить еще два:

1. Необходимость научной компетенции членов научного сообщества, так как научные дебаты не могут быть решены, в принципе, ни общественностью, ни властями.

2. Запрет на плагиат, который способен обеспечить соблюдение принципов приоритета.

Специфика становления науки, как социального института заключается в том, что историческим предшественником социальной институционализации науки является процедура институционализации когнитивной.

Процесс социальной институционализации осуществляется поэтапно, начинаясь с научного направления, дисциплинарного сообщества и заканчиваясь созданием учреждений и организаций научно-исследовательских и высших учебных заведений.

Во времена Ньютона и Галилея университеты уже существовали, но при этом, не создавалось научно-исследовательских учреждений, которые объединили бы ученых во имя решения каких-либо научных проблем. В тот период, происходило становление когнитивной институционализации, который способствовал формированию всеобщего понимания, какими именно должны быть формы и содержание научного мышления, а также, какой должна быть специфика познавательной деятельности, какие проблемы, темы и программы могут называться научными, и, наконец, кто может называться ученым. На самом деле, данный вид институционализации сопутствовал генезису науки.

Когнитивная институционализация дала возможность ученым лучше понимать друг друга в ходе решения научных проблем, определения критериев, их решения и пр.

По мере становления когнитивной институционализации науки, главную позицию занимает институционализация научных сообществ и научных направлений, которая определялась следующими критериями:

— идентификация текущей проблемы и коллег, которые работают над решением данной, либо родственной проблемы;

— определение границ группы и доступа к ней;

— коммуникация, как установления возможности общения между учеными;

— привлечение новых исследователей, необходимых для расширения фронта исследуемых вопросов, а также, обеспечение гарантии передачи результатов исследования группы последующим поколениям;

— распространение полученных результатов;

— предупреждение отклонений ученых от правил и норм научного этоса.

Итак, становление науки как социального института сводится не только к социальной институционализации, но может включать также когнитивную институционализацию, начало которой положено еще в XVI—XVII веках. Именно данный факт способствует созданию научных направлений, а также, научных сообществ, что ведет за собой установление норм научной деятельности любой из групп ученных.

Список пока не готов)))

Добавить комментарий

HTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(обязательно)

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.